- Распространенные неисправности автосигнализаций: диагностика и устранение
- Какие неисправности возникают чаще всего?
- Как устранять неисправности автосигнализации?
- Видео «Ремонт микросхемы блока сигнализации своими руками»
- 5 ошибок при установке сигнализаций — Почему не срабатывают охранные системы?
- 5 ошибок при установке автосигнализаций
- Неисправности охранной сигнализации — характер поломок и способы предотвращения
- Первопричины поломок охранной сигнализации
- Факторы влияния на систему видеонаблюдения
- Ложные срабатывания охранной сигнализации
- Очумелые ручки и ОПС
Распространенные неисправности автосигнализаций: диагностика и устранение
Чистка схемы брелока сигнализации
Если при включении кнопок пультов перестала работать автомобильная сигнализация, то безопасность транспортного средства можно поставить под вопрос.
Перед тем, как снять и проверить причины неисправности сигнализации и поменять устройство, предлагаем вам ознакомиться с важной информацией. К примеру, если неисправности сигнализации никак не связаны с операционной системой, то решить проблему вполне возможно своими руками.
Если вы не хотите платить деньги за диагностику автосигнализации, то в первую очередь ознакомьтесь с основными поломками противоугонной системы.
Если вы решите своими руками снять и проверить устройство, то в некоторых случаях действительно можно будет самостоятельно произвести ремонт. Если глючит иммобилайзер и вы хотите узнать почему, то помните о том, что у вас под рукой всегда должны быть основные инструменты.
Речь идет об отвертках, плоскогубцах, изоленте, комплекте проводов на случая обрыва цепи, а также тестере, которые применяется для прозвонки проводки.
Разумеется, если автосигнализация вашей машины еще находится на гарантии, своими руками в нее лучше не лезть, а доверить это дело специалистам (автор видео — Андрей Канаев).
Какие неисправности возникают чаще всего?
Что же делать, если автосигнализация блокирует двигатель и разблокировать его своими руками не получается? Почему устройство барахлит и срабатывает не так, как должно? Что делать, если система закрывает, но не открывает двери?
В первую очередь, необходимо разобраться с причинами:
- Питание. Одной из наиболее распространенных причин, по которой система не открывает или не закрывает двери машины, блокирует двигатель, в результате чего его запуск будет невозможным, является питание. В этом случае система может не реагировать на нажатия на кнопки брелока, поворотники при этом также не включаются. Либо же сигнализация в авто начинает выполнять действия, которые вы не задавали. Часто водители думают, что барахлит или сломалась сама сигналка — в первую очередь необходимо произвести диагностику пульта, в частности, батарейки. Если вы разберете пульт и поменяете батарейку, это займет всего несколько минут. Одним из признаков того, что батарейка садится — лампочка на пульте начинает мигать тусклее, устройство открывает двери авто при меньшем радиусе действия. Также причиной, по которой не срабатывает пульт, может служить попадание жидкости на устройство.
- Проблема в проводке. Если не работает сигнализация в машине, устройство блокирует двигатель и не дает разблокировать и завести агрегат, это может свидетельствовать о неисправности проводки в авто. Поворотники машины в этом случае также могут отказаться работать. Причем проблемы с проводкой могут коснуться многих автолюбителей, вне зависимости от того, дорогая ли установлена сигналка или дешевая. В результате воздействия внешних факторов контакты в соединениях будут окисляться всегда. Итак, если система закрывает и не дает разблокировать двери авто, ремонт своими руками всегда начинается с прозвонки электроцепи.
- Компьютер нуждается в перезагрузке. Когда не работает сигнализация в машине, диодная лампа может гореть ярко, при этом никак не реагируя на нажатие. Если это так, то ремонт иммобилайзера системы своими руками начинается с того, чтобы выявить причины. Центральный блок может зависнуть, ведь это в любом случае компьютер, и если глючит иммобилайзер и не дает завести мотор, в первую очередь следует попробовать перезагрузить компьютер. Необходимо попробовать отключить аккумулятор, то есть обесточить систему на несколько минут, после чего опять подключить АКБ. Если после этого поворотники авто начнут мигать, а запуск двигателя будет возможным, то проблема заключалась именно в необходимости перезагрузки.
- Сбои в работе предохранителей. Причина -правильней перегорел предохранитель. В том случае, если система заблокировала и не дает завести ДВС, поворотники авто не работают, глючит иммобилайзер, вполне целесообразно думать, что сигнализация в машине сломалась. Но иногда проблемы с сигнализацией могут быть обусловлены вышедшими из строя предохранителями. При диагностике элементов целесообразно будет проверить предохранители и поворотники, то есть световую сигнализацию. Иногда поворотники могут не работать по причине вышедшего из строя реле или предохранителя. Если с поворотниками в машине все в порядке и с предохранителями тоже, то можно попробовать прозвонить проводку по минусу, но такой метод актуален в том случае, если вы знаете, где установлен блок сигналки.
- Ошибки в установке иммобилайзера или датчика удара. Часто бывает такое, что при ударе по двери кузову машины система не срабатывает. Это не говорит о том, что глючит иммобилайзер, а свидетельствует о неправильной настройке датчика удара либо некорректной установке системы в принципе. Может быть такое, что датчик установлен неверно. В таких случаях есть смысл произвести настройку регулятора своими руками.
- Чувствительность иммобилайзера. Может случиться такое, что система заблокировала двери авто, но при этом сирена включается часто и не обоснованно. В этом случае причина, опять же, может заключаться в необходимости регулировки датчика удара, в частности, необходимо будет снизить его чувствительность. Если чувствительность будет слишком высокая, система может включаться произвольно даже от ветра.
- Потеря сигнала между брелоком и электромагнитным приводом устройства. Пульт противоугонной системы авто работает в нормальном режиме, однако открыть двери и завести двигатель сигнализация не дает. Если это так и открыть двери и завести двигатель не получается, то причина проблемы может заключаться в потере сигнала между брелоком и электромагнитным приводом устройства. В том случае, если электрическая цепь цела, а когда вы подаете ток на привод, он производит запуск и срабатывает, то нужно произвести тщательную диагностику центрального блока системы. Возможно, именно блок подает неправильный импульс для запуска системы и блокировки дверей авто.
- Обрыв проводки. Часто бывает такое, что двери авто закрываются, двигатель заводится и ремонт иммобилайзера не требуется, но противоугонная система работает некорректно. В частности, она ставит транспортное средство на охрану, однако при попытке открыть автомобиль сирена работать не будет. Есть вероятность, что на блок сирены ток не проходит, вполне возможно, что проблема заключается в обрыве и вам необходимо его выявить и ликвидировать. Своими силами выявить причину обрыва проводки иногда бывает проблематично, особенно, если вы никогда не сталкивались с такой задачей. При отсутствии опыта лучше довериться квалифицированному электрику, который сможет все сделать правильно (автор видео — Антон Баитов).
Как устранять неисправности автосигнализации?
Как вы уже поняли, на самом деле факторов, которые влияют на неработоспособность устройства, огромное множество, ведь электроника — это дело тонкое и требующее правильного подхода.
Но если двигатель не заводится из-за блокировки, это еще не повод поднимать панику и производить замену сигнализации в целом. Иногда проблему позволит решить только ремонт иммобилайзера.
Есть вероятность того, что после обычного теста системы замена сигнализации авто не потребуется.
Процедура разборки пульта противоугонной системы
Если двигатель заводится, но при нажатии на кнопки постановки на охрану пульта функция не срабатывает, то вариантов решения проблемы может быть несколько:
- В первую очередь, попробуйте поднести пульт поближе к авто, в частности, к месту установки центрального блока или антенны со светодиодом. Попробуйте еще раз поставить устройство на охрану.
- Если это не помогло, то можно попытаться перезагрузить сигналку путем отключения и подключения клеммы аккумуляторной батареи.
Как показывает практика, такая неисправность может возникать чаще всего из-за поломки батарейки в пульте, замена элемента поможет решить проблему. В некоторых случаях неисправность возникает в том случае, если авто запарковано рядом с какими-либо промышленными объектами, вокруг которых есть электромагнитное поле. В этом случае импульсы, которые посылает пульт, просто забиваются.
Иногда бывает такое, что во время движения автомобиль просто заглох, либо же вы выключили зажигание, а при попытке его включить начинает работать сирена. В этом случае двигатель, как вы понимаете, не заводится. Есть вероятность того, что пропал заряд от аккумуляторной батареи, АКБ полностью разрядилась. В этом случае мотор, разумеется, не заводится.
Противоугонная системе среагировала на снижение уровня напряжения менее 8 вольт. Обычно производители сами устанавливают такую функцию, чтобы в случае взлома авто и отключения клеммы аккумулятора сирена должна срабатывать.
Единственным выходом в данном случае будет отключение сирены противоугонной системы и решение проблем, связанных с работоспособностью аккумулятора.
Микросхема центрального блока автосигнализации
Есть еще одна проблема, которая актуальна для некоторых отечественных автомобилей. К примеру, на автомобилях ВАЗ блок сигнализации иногда устанавливают под рулевым колесом слева, в районе ручки открывания капота.
Если место, через которое проходит тросик для открытия капота, пропускает влагу, что бывает при потере герметичности уплотнительной прокладки, то это может отразиться на работе блока.
Поскольку на трос капота в любом случае попадает вода во время дождя, капли жидкости могут перемещаться по нему, когда водитель пытается открыть моторный отсек.
Попадая в салон, капли воды капают на блок сигналки (если он установлен непосредственно под ручкой открытия капота), в результате чего могут вызвать замыкание блока.
Центральный блок системы просто зависнет, заблокирует двигатель и завести его будет невозможно. Единственным выходом будет полная просушка блока, в этом случае вам остается только надеяться на то, что после просуши он опять начнет работать.
Но обычно проблема решается путем замены микросхемы в блоке или самого блока.
Итак, мы рассмотрели причины и основные способы решения проблем при неработающей сигнализации. При появлении проблем с противоугонной системой важно не паниковать, а попытаться своими силами произвести диагностику. Помните о том, что если система находится на гарантии, то ее ни в коем случае нельзя вскрывать самостоятельно и уж тем более производить ремонт своими руками.
Видео «Ремонт микросхемы блока сигнализации своими руками»
Познавательная информация по ремонту микросхемы блока сигнализации в домашних условиях представлена на видео ниже (автор видео — peling точка).
5 ошибок при установке сигнализаций — Почему не срабатывают охранные системы?
Часто к установке охранной системы халтурно относятся обе стороны: и автомастер, и сам автовладелец. Первый может запросто что-нибудь перепутать, где-то недоглядеть или поспешить. Второй — поверить специалисту на слово и не проверить работоспособность сигнализации. Чревато это, понятно, угоном машины. На что обращать внимание при установке «сигналки»?
Что не так?
Главная проблема в том, что монтажом сигнализаций сейчас занимаются все кому не лень. И официальные дилеры, и обычные ремонтные мастерские, и просто «дяди Васи» из гаража под мостом. И число последних «специалистов» только растет.
Ну а что? За свою работу они просят намного меньше, чем «официалы», так что клиентов хватает. И мало кто задумывается, что далеко не каждый «Вася» способен правильно разобраться в нюансах монтажа и не допустить каких-либо ошибок.
Причем, следствия этих ошибок могут быть самыми разнообразными: некорректная работа устройства (срабатывание «по настроению»), легкость взлома, «глюки» в электрике.
Ошибка № 1: блок управления
Чаще всего мастера всех уровней и квалификаций грешат неправильным размещением управляющего блока сигнализации. У них может быть много работы, чем-то обидел клиент или просто не задался день. Поэтому установщик «прилепит» блок не там, где нужно, а там, где ему удобно, максимально облегчив себе жизнь.
Нередко это какое-нибудь доступное место, буквально на виду у всех. И таким подарком судьбы вполне могут воспользоваться злоумышленники. Помимо этого, при некорректном расположении блок может нарушить работу электрооборудования, что приведет либо к ремонту «мозгов» охранной системы, либо к восстановлению работоспособности бортовой электроники.
Блок может быть и банально плохо прикреплен. И в какой-нибудь прекрасный момент обязательно отвалится и, как колобок, отправится «познавать мир».
Ошибка № 2: неподходящая прошивка
Подавляющее большинство современных автомобилей забиты цифровыми технологиями под завязку. Не обделена подобными «штуками» и охранная система, которая — в зависимости от своего класса — требует соответствующего программного обеспечения.
Производители, конечно, выпускают необходимые прошивки, но их количество огромно и, в принципе, перепутать их не так сложно.
Но это касается лишь тех мастеров, которые занимаются монтажом «сигналки» на коленке. Обычно охранную систему подключают к компьютеру и смотрят, какая прошивка необходима.
Кроме того, при помощи «компа» можно программное обеспечение поменять или настроить под пожелания владельца.
Ошибка № 3: датчик удара
Эта «штука» несет ответственность за фиксацию какого-либо внешнего воздействия на машину. Как и куда нужно ставить датчик, подробно расписано в инструкции по установке. И производитель это делает не для увеличения количества страниц в мануале, как думают некоторые «специалисты».
Вообще, к датчику удара у многих мастеров отношение по сути наплевательское. Поэтому четкие указания производителя, как и его рекомендации, нарушаются сплошь и рядом.
Иной раз, дабы не заморачиваться и не тратить лишнего времени, мастер может датчик просто примотать к пластиковой стойке изолентой, скотчем или жгутом.
Из-за этого, понятно, охранная система будет работать некорректно, и часто «визжать» без видимого повода.
Такой «концерт» вряд ли понравится и соседям по парковке, и самому автовладельцу, которого то и дело будет терзать «пиликающий» брелок. В конце концов, это может настолько надоесть, что у владельца автомобиля появятся шансы пропустить реальную попытку угона.
Ошибка № 4: подключение к проводке
При монтаже сигнализации происходит ее соединение с проводами электрической сети автомобиля. Иногда бывает, что даже такая простая, на первый взгляд, операция может быть выполнена некачественно.
Некоторые «умельцы» могут провода банально скрутить, плохо их заизолировать или вообще «забыть» про изоляцию. А это приводит к окислению, что влечет за собой перебои в работе цепи. И как следствие, «умереть» может как охранная система, как и вся электроника машины.
А если речь идет о гарантийном автомобиле, при такой «оказии» ни о каком ремонте по гарантии не может быть и речи.
Ошибка № 5: чип и автозапуск
Чтобы активировать автоматический запуск двигателя автомобиля с помощью сигнализации, нужно выстроить цепь таким образом, чтобы оставить не у дел штатный иммобилайзер. Если все сделано правильно, он отключается только в момент запуска мотора, а также при его работе с автозапуска. В остальное время иммобилайзер несет свою службу без каких-либо изменений.
Но бывает, штатный чип или ключ просто «вешается» горе-установщиком у самого зажигания или где-нибудь на торпедо. В таком случае в работе остается лишь режим автозапуска, а остальные возможности сигнализации оказываются незадействованными.
5 ошибок при установке автосигнализаций
Установкой охранных систем занимаются все кому не лень – от автодилеров до гаражных мастеров-самоучек. При этом и те и другие способны допустить нарушение технологии монтажа.
В результате неправильной установки различных элементов системы, устройство будет некорректно работать, например, часто подавать ложные сигналы о тревожных событиях.
Кроме того, халтурно установленная сигнализация может оказаться легкодоступной для взлома злоумышленниками, либо привести к поломке электроники автомобиля, не говоря уже о возможности замыкания электропроводки и пожара…
Ошибка первая: небрежная или некорректная установка управляющего блока сигнализации
Одной из самых распространенных ошибок при монтаже охранной системы является неправильное размещение управляющего блока. Установщик в этом случае руководствуется исключительно собственным удобством.
Выливается это то, что блок располагается в самом легкодоступном месте, фактически на виду. Понятно, что быстрый доступ к блоку установщик обеспечивал себе, а воспользоваться им сможет злоумышленник.
Кроме того, при таком способе установки, блок может создавать помехи штатному электрооборудованию. В результате, это ударит по карману автовладельца, поскольку потребуется ремонт охранной системы или бортовой электроники.
Наконец, блок может оказаться плохо закрепленным, и в один прекрасный момент вывалиться под ноги собственному владельцу. Это также приведет к дополнительным тратам денег, — как минимум на новый монтаж.
Ошибка вторая: инсталляция неподходящей, некорректной или устаревшей прошивки для охранной системы
В современных иномарках широко используются цифровые технологии. Соответственно для корректной работы на подобных машинах требуются охранные системы, совместимые на уровне программного обеспечения.
Ведущие компании-производители охранных систем выпускают прошивки под большинство официально продаваемых в нашей стране автомобилей. При большом разнообразии моделей машин и охранных систем установщик может по ошибке использовать неподходящую прошивку.
Для исключения подобных ошибок в охранных системах предусмотрено прямое подключение к компьютеру, где наглядно видно, какая программа под какой автомобиль загружена. При необходимости с помощью компьютера программа может быть заменена на другую для автомобиля другой марки.
Вместе с тем с помощью компьютера охранную систему можно настроить в соответствии с пожеланиями автовладельца.
Ошибка третья: неправильное размещение датчика удара
Датчик удара отвечает за фиксацию внешнего воздействия на автомобиль. Правила его установки в обязательном порядке указаны в инструкции по монтажу. И их необходимо неукоснительно соблюдать. Однако, сплошь и рядом они нарушаются. Например, датчик может оказаться примотанным жгутом или изолентой к пластиковой стойке.
Естественно, подобное «размещение» повлечет за собой частые ложные срабатывания, которые будут вызывать переход охранный системы в тревогу, который повлечет за собой работу сирены. Неудивительно, если автомобиль с такой охранной системой и его владелец будут испытывать негативную реакцию соседей по двору.
С другой стороны и сам владелец будет получать на брелок множество ложных тревожных сообщений, которые ничего кроме раздражения у него вызвать не смогут.
Есть и другой вариант. Когда, к примеру, датчик не срабатывает по своему прямому назначению. В этом случае автовладелец лишается того функционала, ради которого покупалась и монтировалась охранная система.
Ошибка четвертая: некачественное подключение к проводке автомобиля
Монтаж охранной системы подразумевает соединение устройства с проводами бортовой электрической сети. Зачастую даже такая банальная выполняется некачественно. Например, провода могут быть скручены или место соединения плохо изолировано.
В итоге в месте такого соединения провода окисляются, электрическая цепь нарушается, и из строя выходит не только охранная система, но и электроника автомобиля.
В этом случае владельцу придется раскошелиться на ремонт своего автомобиля, поскольку по гарантии данные работы выполняться не будут.
Ошибка пятая: некорректное размещение чипа ключа при организации функции автозапуска
Для организации функции автоматического запуска с помощью дополнительной охранной системы требуется создать цепь обхода штатного иммобилайзера. При корректной реализации такой цепи штатный иммобилайзер отключается только в момент запуска двигателя и при работе двигателя в режиме автозапуска. Во все остальное время штанная система иммобилайзера полностью выполняет свою функцию.
Однако встречается вариант, когда штатный ключ или чип из него просто крепится к возле замка зажигания или в другом месте торпедо. При таком способе организации цепи обхода штатного иммобилайзера функционирует только автоматический режим автозапуска, а весь остальной функционал охранной системы фактически уничтожен.
Информация предоставлена компанией-разработчиком автомобильных охранных систем марки Scher-Khan
Неисправности охранной сигнализации — характер поломок и способы предотвращения
Эксплуатируя охранную сигнализацию, пользователь неизбежно сталкивается с неисправностями и ложными сработками. Причины поломок могут быть различными и, прежде чем предпринимать действия по устранению неисправности, необходимо определить факторы, которые к ней привели.
Первопричины поломок охранной сигнализации
Ошибки, приводящие к произвольному срабатыванию:
- Снятие предварительных замеров неквалифицированными или неопытными специалистами. Не проводились замеры уровня помех различного типа перед началом монтажа;
- Подбор и установка исполнительных устройств и проводка коммуникационных сетей не учитывающий все факторы негативного внешнего влияния;
- Проектные ошибки или отклонения;
- Неправильный выбор мест размещения и ошибочная общая структура системы сигнализации;
- Небрежное проведение монтажа;
- Отклонения от нормативной документации, отсутствие необходимых инструкций или технических паспортов изделий;
- Нарушение регламентных работ по техническому обслуживанию;
- Нарушение целостности и отказ коммуникационных линий или кабелей электропитания, неадресных шлейфов.
Факторы влияния на систему видеонаблюдения
Акустические помехи. Причиной звукового загрязнения может стать работа промышленных станков и механизмов, автотранспорта, бытовой аппаратуры и т.п. Звук свыше 60дБ может порождать ударно-звуковые вибрации несущих конструкций сооружений, в местах закрепления детекторов. Это станет первопричиной ложного срабатывания детектора , основанного на ультразвуковом оповещении.
Вибрационные помехи. Их может производить работа моторов, насосов или компрессоров. Особую чувствительность к таким помехам проявляют вибрационные детекторы.
Воздушные потоки, вызванные кондиционерами, системой принудительной или естественной вентиляции, тепловой конвекцией. Влиянию особо подвержены ультразвуковые и ИК оптико-электронные пассивные детекторы.
Чтобы избежать негативного влияния необходимо изначально выбирать место установки с учетом воздушных потоков помещения.
Колебания температуры и уровня влажности внешней среды. Динамика изменений может быть как медленной, так и быстрой (суточные колебания). При этом параметры могут выходить за пределы допустимых значений, указанных производителем в спецификации аппаратуры.
Особо чувствительны к температуре и влажности ультразвуковые извещатели. При скачке температуры с +10°С до +30°С коэффициент затуханий ультразвуковых колебаний возрастет в 2,5-3 раза. Такие же резкие изменения чувствительности могут произойти при повышении влажности до 98%.
При таких параметрах чувствительность ультразвукового детектора в ночное время может возрасти в 3-4 раза, что гарантированно приведет к изменению конфигурации зоны обнаружения и возникновению ложных срабатываний.
Поэтому необходимо производить тонкие настройки детекторов, в том числе и в ночное время.
Неукомплектованность или неудовлетворительное состояние окон, дверей и фрамуг объекта приведет не только к произвольному срабатыванию, но и существенно понизит уровень доступности и безопасности объекта.
Движения животных и насекомых могут привести к ложному срабатыванию практически у всех типов извещателей: оптико-электронных, ИК, радиоволновых и ультразвуковых.
Радиопроницаемость несущих конструкций и стен строения приведет к срабатыванию радиоволнового извещателя.
Источником радиомагнитных помех могут стать грозовые разряды, работа мощной радиоаппаратуры, расположение вблизи линий высоковольтных кабелей или контактных сетей общественного транспорта и т.п. Наиболее чувствительны к электромагнитным загрязнениям, радиоволновые (радиопомехи) и емкостные (наводки электромагнитных полей) и магнитоконтактные детекторы.
Сбои в электроснабжении сооружения и поломки в сети:
- Резкое изменение напряжения импульсом с величиной броска до 3кВ из-за близкого удара молний, включения и выключения электроустановок высокой мощности могут привести к неисправности извещателя;
- Периодические резкие изменения напряжения – включение люминесцентных или газоразрядных ламп, работа лифта и пробой электропроводки;
- Постепенное снижение напряжения до 170 В. Причина одновременное включение большого количества энергопотребляющих приборов. Обычно наступает в период сумерек, ранним утром или поздно вечером.
- Наложение радиоволн – интерференция частот. Причиной является работа мощных радиопередатчиков, сварочного оборудования, медицинских аппаратов;
- Девиация (падение частоты), провалы и полное обесточивание – неисправности в питающей или локальной сетевой электропроводке.
Выявление причин неисправности охранной сигнализации является довольно сложной задачей. Ведь на работу системы оказывают влияние сразу несколько факторов, каждый из которых может быть некритичным. Их совместное воздействие может привести к ложному срабатыванию или даже выходу из строя некоторых извещателей или системы сигнализации в целом.
Ложные срабатывания охранной сигнализации
Примеры ложных срабатываний охранной сигнализации:
Пример 1.
Мерчендайзеры повесили рекламную «мишуру» чая lipton, прямо напротив датчика движения. Реклама при малейшей конвекции воздуха начинает крутиться вдоль оси подвеса. Пришлось обрезать рекламу, жаль не было мерчендайзера рядом… а то ему бы тоже чего отрезали, ведь из-за ложных срабатываний на этом объекте приходилось несколько раз за ночь выезжать ГБР.
Датчик движения среагировал на колебания рекламной подвески
Пример 2.
Датчики срабатывают когда падают плохо закрепленные вещи (например рекламные буквы в салоне), отклеиваются плакаты и т.п. Довольно-таки легко отыскать эту причину ложной сработки, сами клиенты могут обнаружить ее.
Датчик движения среагировал на отклеившийся уголок плаката
Пример 3.
Домашние животные, случайно залетевшие птички, насекомые (муравьи, мухи). Все эти существа могут вызвать сработку датчика движения.
Существуют датчики с защитой от животных, которые не реагируют на движения небольших объектов, это именно их стараются ставить в квартиры.
Однако чем ближе, скажем кошка, находится к датчику, тем более вероятна сработка датчика движения даже с защитой от животных (такие датчики монтируются в основном в квартирах и коттеджах).
Пример 4.
Плохой контакт (дребезг контакт). Если провода идущие от охранного прибора к датчику плохо прикручены — это ведет к ложным сработкам. Для таких ложных сработок характерна непрерывная передача сигнала тревога на пульт ЧОПа в течении некоторого времени, по одному шлейфу, вплоть до блокировки шлейфа.
Плохой контакт может быть как в приборе, так и в самом датчике. Если правильно зачищать кабель (без надкусов жил) и складывать оголенные концы вдвое для лучшего контакта к клемме датчика, то таких «ложняков» можно избежать.
Плохой контакт в клемме датчика — в результате «ложняк»
Пример 5.
Несоблюдение температурного режима. Очень странно ожидать нормальной работоспособности охранной сигнализации в сорокаградусный мороз, если даже по тех. паспорту прибора и датчиков написан диапазон температур +40…-10. Многая техника отказывает в такую погоду, в том числе и охранная сигнализация.
Охранный прибор «замерз» — ложняки обеспечены
Пример 6.
«Глюк» (сбой) охранного прибора. При каком-нибудь скачке напряжения прибор может выдать сигнал тревоги. Но, кроме сигнала тревоги, для анализа ситуации, нужно обращать внимание на сигналы пропадания сети 220. Что обычно делается для избавления от этих ложных тревог — сбрасывается прибор на заводские настройки и конфигурируется заново.
Сбой часов, неадекватное реагирование клавиатуры — прибор ушел в «глюк»
Пример 7.
Сильные высокочастотные помехи, наводки на шлейфы. Это совсем нередкая причина ложных сработок охранной сигнализации. Подробнее о сработках сигнализации из-за наводок читайте здесь.
Пример 8.
Плохой крепеж датчика. У некоторых монтажников руки растут не из того места, и им почему-то не хочется крепить датчик как следует.
Как происходит срабатывание: датчик движения, который висит «на соплях» пошатнется и это приведет к сработке.
Похожая ситуация с дверными датчиками, когда монтажники оставляют слишком большой зазор между герконом и магнитом датчика, в результате датчик срабатывает.
Датчик болтается, в результате происходит сработка сигнализации
Пример 9.
Конвекция, сквозняки. Увы это одна из самых частых причин ложных срабатываний охранной сигнализации. Причем может на это срабатывать как датчик движения (холодный воздух проникает в теплую комнату через щели или открытые окна), так и датчик открытия (это когда окно не было закрыто на щеколду и сильный ветер открывает его.
Пример 10.
Перегрызенные провода. Это когда монтажники после еды начинают монтировать сигнализацию, то потом крысы начинают грызть такие провода ))) В том числе это бывает не из-за жирных проводов, просто крысы грызут все. Выход из такой ситуации протягивать заранее смазанные солидолом провода по таким подозрительным местам.
Крысы перегрызли шлейфовые провода
Очумелые ручки и ОПС
Причины ложных срабатываний и нестабильной работы систем охранно-пожарной сигнализации.
Системы охранно-пожарной сигнализации повсеместно и прочно вошли в нашу жизнь.
В нынешнее время помещения любого общественного, административного, культурно-бытового.. здания оборудованы как минимум системой пожарной сигнализации, а зачастую и системами охранной сигнализации, видеонаблюдения, системой оповещения, системой контроля доступа а высотные здания и системой дымоудаления.
Несмотря на то, что системами сигнализации пронизано все здание, для глаз обычных обывателей они остаются практически неприметными, в тоже время при возникновении первых факторов возгорания (для пожарной сигнализации) или несанкционированного проникновения (для охранных систем), в кратчайшие сроки формируется тревожный сигнал..
в принципе так и должно быть. Но к сожалению часто бывает так что система , с определенной периодичностью, начинает выдавать тревожные сигналы без причины, это приводит к тому , что персонал и посетители просто перестают адекватно реагировать на эти сигналы или систему и вовсе отключают.
В итоге получается так, что система вроде-бы есть но в то-же время при возникновении чрезвычайной ситуации она не выполняет своей функции.
Давайте разберем основные причины влияющие на исправную работоспособность систем сигнализации и автоматики.
Производство оборудования для систем сигнализации и автоматики
В этом обзоре я не буду оценивать отдельных производителей , это тема для отдельной статьи, хочется лишь сказать что от качества используемого оборудования очень сильно зависит надежность работы установки в целом. Причем оборудование должно грамотно подбираться от приемоконтрольных приборов до клеммных колодок и проводов.
В моей практике был случай, когда для монтажа установки на базе достаточно надежного и дорогого оборудования Esser был использовал некачественный провод.
Уже на третий год эксплуатации, вследствие нестойкости изоляции провода к солнечному свету, начались проявляться определенные проблемы с его работой, а через пять лет установке требовался капитальный ремонт.
Надо сказать что на сегодняшний день на рынке представлено несколько достаточно неплохих отечественных Белорусских и Российских разработок в области охранно-пожарной сигнализации и систем автоматики и управления.
Проектирование систем сигнализации.
К сожалению уже на этом этапе начинают закладываться первые факторы, влияющие на корректную работоспособность будущей установки и причина далеко не всегда в низком профессионализме работника проектной организации.
Дело в том , что в основном к системе пожарной сигнализации , собственник здания, относится как к обязаловке и поэтому при проектировании и монтаже , основным критерием является стоимость установки.
Вот проектной организации и приходится изгаляться чтобы все было подешевле и в тоже время соблюдались все нормы МЧС. А ведь дешевое очень редко бывает качественным и надежным. Тем-же принципом наниматель к сожалению руководствуется и при выборе монтажных и обслуживающих организаций.
Кроме этого многие проектировщики к сожалению при проектировании установок сигнализации , руководствуются лишь нормами и совсем не учитывают специфику объектов, где будет установлена система пожарной или охранной сигнализации.
Ведь часто специфика помещений очень сильно влияет на качество последующего обслуживания и эксплуатации установки сигнализации и автоматики. Срок службы не продуманно спроектированной установки и ее надежность, вследствие таких не учтенных при проектировании факторов , значительно снижается даже при качественно выполненном монтаже и ведении технического обслуживания.
Значительно уменьшить количество ложных срабатываний систем на «ПОЖАР» а так-же упростить и сделать более эффективной работу наладчика обслуживающей организации можно применив в алгоритме работы системы выдачу сигнала «пожар» при срабатывании двух извещателей в одном шлейфе, что также не всегда учитывается при проектировании.
Вот пример из жизни: в высоком складском ангаре по нормам можно установить как лучевые, так и точечные дымовые пожарные извещатели, проектировщик забивает в проект точечные дымовые пожарные извещатели (по известным только ему причинам), монтажная организация их с успехом устанавливает и сдает установку в эксплуатацию (пока склад пустой).
Затем в ангаре устанавливаются стеллажи, завозится продукция…. в общем через некоторое время наладчику обслуживающему эту установку оказывается очень тяжело проводить качественное техническое обслуживание и устранение неисправностей.
Гораздо практичней в таком помещении было-бы применение лучевых дымовых пожарных извещателей , и по стоимости такой вариант возможно получится не дороже (в зависимости от строительных особенностей конечно).
Еще пример : проектом предусмотрен автоматический пуск системы дымоудаления в двенадцатиэтажном здании студенческого общежития, а отключение вентиляторов не предусмотрено, т.е.
даже после снятия сигнала «Пожар» на премоконтрольном приборе , вентиляторы дымоудаления, находящиеся на чердаке здания продолжают работать, и чтобы их отключить, необходимо пешком (лифт при сигнале «Пожар» заблокирован) подняться на чердак, добраться до вентиляторов (именно добраться) и отключить их.
К слову, кто не знаком с студенческими общежитиями, задымления на кухнях, и как следствие срабатывание пожарных извещателей там не редкость.
Таких примеров можно приводить много , про особо интересные и курьезные на ваш взгляд пишите в комментариях этой статьи….
Монтаж систем сигнализации
Качество монтажа также очень сильно влияет на стабильность работы монтируемой установки. Ведь самое надежное и качественное а следовательно дорогое оборудование теряет все свои преимущества при некачественном выполнении монтажных работ и наоборот даже недорогое оборудование отечественного производства при выполнении необходимых монтажных технических условий может очень даже сносно работать.
За качеством проводимых монтажных работ на объекте должен следить технический надзор, а принимается в эксплуатацию совместно с органами госпожнадзора (МЧС), но реально встречается не много людей ведущих технический надзор и досконально вникающих в качество монтажа установки пожарной сигнализации.
На приемке же за несколько часов просто невозможно полностью проверить установку и документацию не нее, даже на не очень крупном объекте, поэтому качество монтажа целиком остается на совести монтажников а все «косяки» выявляются постепенно в процессе эксплуатации и технического обслуживания уже сданной в эксплуатацию установки. Еще один досадный факт — при монтаже оборудования , его месторасположение в помещении выбирается только с учетом нормативных актов и удобства монтажа. Не всегда монтажники задумываются о удобстве последующего обслуживания и эксплуатации смонтированного оборудования.
Попытаюсь выделить наиболее частые и существенные ошибки монтажа влияющие на стабильность работы систем охранно-пожарной сигнализации:
— Не правильное подключение датчиков и оборудования.
Зачастую из-за спешки , низкой квалификации или и вовсе умышленно , людьми выполняющими монтаж систем охрано-пожарной сигнализации допускаются ошибки при монтаже оборудования.
Многие из них устраняются на стадии наладки но много так и остаются незамеченными и лишь в ходе технического обслуживания вдруг выясняется, что например ряд смонтированных пожарных извещателей вовсе не реагируют на факторы возгорания либо вместо требуемого сигнала на приемо-контрольном приборе отображается совсем иной.
Как пример можно привести объект с установкой пожарной сигнализации в составе которой было около полторы тысячи неадресных пожарных извещателей, в каждом извещателе установлен добавочный резистор задающий ток в шлейфе при срабатывании этого извещателя по значению тока приемо-контрольный прибор и может определить сработку.
По неизвестной мне причине номинал добавочных резисторов был выбран на грани порога срабатывания прибора. В результате при обследовании объекта часть извещателей не выдавали нужный сигнал. Да и не было уверенности что те извещатели сигнал от которых прошел сегодня корректно, завтра тоже отработают правильно, т.к.
в процессе эксплуатации параметры извещателей , премо-контрольных приборов и самих добавочных резисторов могут тоже незначительно меняться.
— Не качественные соединения линейной части.
При монтаже установок сигнализации и автоматики не обойтись без соединений в их линейной части. Как правило соединения выполняются либо при помощи клеммных колодок либо в скрутку с последующей пайкой. При качественном выполнении таких соединений и соблюдением условий эксплуатации они способны исправно прослужить весь срок эксплуатации установки (как правило 10лет и более).
Но зачастую нерадивый или неопытный монтажник засовывает в клемму провод не очищенный от изоляции, не пропаивает скрутку или плохо изолирует соединение, поначалу такой дефект может не сказываться на работе установки, но проходит год-два и контакт в месте соединения нарушается, а найти место такого соединения порой бывает очень сложно, вот и будет установка периодически выдавать ложные сигналы пока наладчик службы технического обслуживания не отыщет и не устранит дефекты.
— Не надежное крепление оборудования и линейной части систем сигнализации.
Ну здесь особо добавить нечего, понятно что если пожарный извещатель держится на «честном слове», или шурупы крепления ручного пожарного извещателя «ходят ходуном» в своих посадочных местах, положительно на надежность и стабильность установки в целом это маловероятно скажется, какого-бы хорошего производителя она не была.
Наладка систем сигнализации
Про наладку систем могу сказать ,что к сожалению часто она сводится к тому чтобы все шлейфы на приемо-контрольном приборе были в состоянии «норма» и выборочно проводятся проверки прохождения сигналов по некоторым шлейфам. Чуть лучше обстоят дела если организация выполняющая монтаж — потом берет объект на техническое обслуживание.
В общем качественно проведенная наладка также значительно улучшает стабильность работы смонтированной установки пожарной или охранной сигнализации и значительно облегчает жизнь персоналу технического обслуживания.
Техническое обслуживание систем сигнализации
На долю людей, осуществляющих техническое обслуживание систем охранной и пожарной сигнализаций приходится на мой взгляд наибольший груз решения проблем возникающих в на протяжении всего процесса эксплуатации.
Только при условии качественного и своевременного технического обслуживания систем сигнализации профессионалами, они будут не просто работать для «галочки» а действительно помогать обеспечивать безопасность на объекте.
Как показывает практика, на объекте среднего размера (содержащем одну-две тысячи пожарных извещателей) установка без технического обслуживания «живет» не больше года. Потом она превращается в ящики с мигающими лампочками на которые никто уже не обращает внимания.
Иногда, при выполнении технического обслуживания безответственными и не квалифицированными специалистами и отсутствии должного контроля со стороны заказчика, установка пожарной сигнализации с виду работает исправно, т.е.
никого не тревожит, но при тщательном обследовании такой системы или при реальном возгорании на объекте, оказывается что она попросту отключена и не выдает тревожных сигналов.
В этом разделе еще хочется отметить отрицательное (на мой взгляд) влияние так называемых «тендеров» о заключении договоров на техническое обслуживание, проводимых на некоторых объектах в Беларуси ежегодно.
Подробно я расписывать ситуацию здесь не буду, но суть в том что что существуют организации, качество работ по техническому обслуживанию в которых можно поставить под очень большое сомнение. Они участвуют в тендерах на техническое обслуживание хороших объектов и за счет очень низкой стоимости выигрывают его.
Как я уже говорил хорошо отлаженная система будет некоторое время работать и без технического обслуживания или при плохом его качестве, когда-же техническое состояние установки сильно ухудшается, эта организация просто не участвует в тендере на следующий год при этом не неся никакой ответственности, хотя я считаю это просто своего рода мошенничество. Мне за годы работы в сфере технического обслуживания неоднократно приходилось сталкиваться с такой ситуацией когда заказчик нанимал более дешевую организацию, а через год (а часто раньше) звонил и просил взять объект обратно на техническое обслуживание. Стоимость восстановительных работ часто перекрывала разницу сэкономленную на техническом обслуживании. На мой взгляд в таком виде деятельности как техническое обслуживание систем пожарной сигнализации, договора должны быть долгосрочными, а при окончании их действия (по любым причинам) установка должна вдаваться заказчику или передаваться другой обслуживающей организации только после тщательной проверки и с приглашением представителя МЧС (как при сдаче вновь смонтированной установки).
Эксплуатация систем сигнализации
В этом разделе хочется только сказать что бывают случаи когда заказчик сам сокращает срок службы установки сигнализации в здании за счет нарушений условий эксплуатации.
К таким нарушениям можно отнести забеливание закрашивание пожарных извещателей, или их повреждение, изменение назначения помещений, скрытие линейной части сигнализации, использование трасс прокладки линейной части сигнализации под другие нужды и т.д.
Порой условия эксплуатации нарушаются не умышленно, например попадание влаги в оборудование при аварии водопровода или протекание кровли. Бывает условия эксплуатации не учитываются при проектировании (например если в сыром подвале установлены обычные точечные дымовые пожарные извещатели, они врядли отслужат положенные 10лет ).
Подведем итоги:
Чтобы получить максимальный эффект от установки охранной или пожарной сигнализации нужно придерживаться следующих правил:
-При проектировании досконально изучить специфику и структуру объекта на который планируется монтировать систему.
-При выборе оборудования больше придавать значение качеству , учитывать удобство в эксплуатации и техническом обслуживании будущей установки.
-При выборе монтажной организации изучить ее репутацию , стоимость работ не должна быть единственным критерием.
-Во время ведения монтажных работ вести тщательный технический контроль, при необходимости для его выполнения нанять специалиста из сторонней (незаинтересованной) организации.
-При выборе организации которая будет выполнять техническое обслуживание, так-же изучить репутацию фирмы и не гнаться за дешевизной.
-Не нарушать условий эксплуатации смонтированного оборудования, относится к нему бережно.
Все вышесказанное является личным мнением автора и его коллег с немалым стажем работы в сфере технического обслуживания охранно-пожарных систем автоматики, высказывайте свои комментарии и поправки пожалуйста.
Похожие темы:
Причины ложных срабатываний пожарных извещателей
Почему адресный извещатель RF03DO («Бирюза») выдает сигнал неисправность
Пожарная сигнализация (общее представление) Как найти причину кратковременных ложных срабатываний в шлейфе сигнализации Защищаем пожарный извещатель от электромагнитного воздействия Съемник для пожарного датчика своими рукамиВаши отзывы, проблемы и их решения по пожарным извещателям оставляйте на форуме ……