- В. Ананьев: Современное состояние частной охраны и перспективы её развития
- Новости
- Актуальность охранных систем
- Актуальность проблемы «Охрана труда»
- Научно-технические проблемы развития федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и пути их решения | ВОЕННАЯ МЫСЛЬ
В. Ананьев: Современное состояние частной охраны и перспективы её развития
Практически любая деятельность человека начинается с осознания своих потребностей и формирования мечты, то есть, как эти потребности реализовать на практике.
В годы перестройки партийные идеологи стали внушать обществу, что частная собственность – это не так уж плохо, посмотрите на Европу и Америку, там люди живут лучше, чем в СССР. Оппонентов никто не слушал. Мечта жить, как в цивилизованном мире, стала овладевать массами.
К тому же партийно-хозяйственный актив делал всё возможное, чтобы в короткое время жизнь в СССР становилась хуже. Прошло 25 лет. Многочисленные факты, воспоминания очевидцев всё более откровенно показывают, что СССР не сам развалился.
Катастрофа наступила благодаря предательству партийно-государственной верхушки, которое было поддержано населением страны, искренне верующим официальной пропаганде.
В конце 80-х годов энтузиасты новой жизни мечтали построить социализм с человеческим лицом. Их не сильно смущало, что деды и отцы боролись с проклятым капитализмом, а внуки вдруг сами решили стать капиталистами. Приблизительно в это время появилось видение, которое до сих пор возбуждает своей глубиной и потенциальными возможностями.
Не случайно уже в марте 1992 года был принят Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». По существу, это один из первых законов новой власти. Следовательно, народившаяся власть Российской Федерации уже в то время придавала нашей деятельности огромное значение.
Тогда ещё никто не представлял, через какие испытания пройдёт наша страна. Инициаторы мечтали, как на базе развитого социализма в короткое время будет построен цивилизованный капитализм, который будет работать на интересы населения.
Вначале для этого нужно было отделить государственный сектор от частного, а дальше рынок якобы всё поставит на свои места. Поэтому постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 стало логичным продолжением идеи нашего Закона.
К сожалению, в то время специалисты из вневедомственной охраны не нашли чётких критериев для указанного разделения. А дальше неожиданно для большинства населения события пошли по другому сценарию, и самое главное – не в интересах общества и государства.
Если сказать кратко о прошедших 25 годах, то этот период характеризуется борьбой здравого смысла с инициативами, непонятно кем придуманными. Мы знаем, кто их озвучивал, но даже не предполагаем, кто их придумал. Ясно, что абракадабра, облачённая в законодательную форму, имела целью затормозить развитие частной охраны в России, не дать ей вылезти из состояния типа «болото».
Однако наши противники просчитались. Индустрия негосударственной безопасности выжила и, несмотря на кризисное состояние экономики, даже немного развивается. 23,5 тысяч частных охранных организаций, 704 тысяч охранников, более 80 тысяч единиц служебного оружия и более 1 120 тысяч охраняемых объектов (от квартиры и до крупного завода).
Другие показатели не привожу, так как реальная статистика жизни частной охраны очень скудная. В нашем бизнес-сообществе нет органа, который занимался статистикой и её мониторингом. А приведённые показатели – это заслуга государственного регулятора.
В связи с тем, что для указанного органа важнейшими функциями являются контроль за исполнением частными охранными организациями лицензионных требований и надзор за исполнениями ими законодательства Российской Федерации, то вопросами развития частной охраны, как вида бизнеса, никто на государственном уровне не занимается.
Создание новых координационных советов в этом вопросе ничего не решает, так как новый совещательный орган с высокой долей вероятности будет решать один вопрос – чем частные охранные организации могут помочь государственному регулятору в решении его задач.
Подобная ситуация мало у кого вызывает вопросы, так как за 25 лет привыкли выживать, кто как умеет – кто-то ближе к начальству и кухне, кто-то изобрел свои формы и методы работы и поэтому заявляет, что московская суета, в том числе, и законодательство его мало интересует. Однако, в Российской Федерации немало министерств и ведомств, которые, несмотря на критику в их адрес, интересуются вопросами развития отрасли и её субъектов. Поэтому в отношении нашей отрасли можно сделать первый вывод: государство в лице своего регулятора не собирается заниматься вопросами развития частной охраны. Отсюда отсутствие государственной политики в области охранной деятельности и не желание воспринимать частную охрану, как равноправного партнёра государства при обеспечении общественного порядка и правопорядка.
Идём далее. Извините за неловкое сравнение, но охотхозяйства, глубоко не вникая в жизнь лесных обитателей, всё же заботятся, чтобы они не болели, а браконьеры сильно не баловались. В голодное время егеря делают всё возможное, чтобы помочь выжить братьям меньшим.
В нашем случае мы опять видим исключения. Нас активно контролируют, но не хотят признавать разновидностью бизнеса. Цель бизнеса – получение прибыли – считается кощунственной. И это при том, что коррупция стала обычным делом, и у многих граждан уже не вызывает неприязни.
Видимо отсюда рождаются существующие идеи о содействии. Под содействием сегодня понимается не равноправный обмен сторонами информацией или вариант, предусмотренный ст.
12 Федерального закона «О ведомственной охране», а обмен информации на деятельность работников, который имеет или может иметь ряд негативных последствий.
Нечто подобное мы видим при изучении порядка формирования охранного законодательства. К сожалению, его создание шло от частного к общему, а не наоборот. До сих пор нет федерального закона об охранной деятельности в Российской Федерации, в котором были бы изложены сферы деятельности, основные права и обязанности субъектов охраны.
Неурегулированность положений законодательства ведёт к резкой коммерциализации государственных военизированных организаций. Частные охранные организации вытесняют с объектов транспортной инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса, крупных промышленных предприятий.
Не редко на местах это происходит при поддержке представителей прокуратуры.
Не лучшим образом дело обстоит и с Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Более 20 изменений в законе за 25 лет звучит громко, но не касается его содержания.
В 2016 году специалисты нашего Фонда подготовили Анализ указанного закона и доказали, что править его себе дороже. Надо создавать новые законы о частной охране и частном сыске. 6 февраля с.г.
в Международном конгрессе промышленников и предпринимателей состоялось первое обсуждение проекта Федерального закона «О негосударственной (частной) охранной деятельности», разработанного экспертами нашего Фонда.
27-28 марта в Межпарламентской Ассамблеи государств – участниц СНГ будут приняты модельные законы «О негосударственной (частной) охранной деятельности» и «О негосударственной (частной) детективной деятельности, также разработанные нашими специалистами.
Однако воз и ныне там. Государственный регулятор, как и в прежние времена, считает, что монополия в законодательстве – это его прерогатива. Печальная ситуация – орган, который ни за что не отвечает, оказывается, хорошо знает, как жить тем, кто занимается бизнесом.
В отношении публичных обсуждений проектов законов и нормативных правовых документов можно сказать, что за последний год их качество несколько улучшилось. Но кардинальных решений проблем не видно. Критика проектов, в том числе на сайте regulation.
gov, не приветствуется и быстро удаляется. Группа поддержки со словами «Одобрямс!» работает исправно, но от этого сообществу лучше не становится.
Отсюда напрашивается второй вывод: законодательство не улучшает условия бизнеса, в том числе, не устраняет конфликты интересов между субъектами рынка охранных услуг.
Не лучше отношение государства к частной охране, как субъекту малого предпринимательства. Каждый выживает, как умеет. Ни зарубежный опыт, ни российский опыт отношения к малому бизнесу нашим чиновникам не указ.
В результате, потенциальные возможности частной охраны падают, страдает качество услуг, бизнес многих частных охранных организаций на грани развала, социальная ответственность бизнеса существует в основном на бумаге.
Ещё несколько лет назад в Москве каждое четвертая частная охранная организация сдавало нулевой баланс. Сколько таких организаций по стране сейчас никто не считал.
Вследствие сказанного можно сделать вывод: Правительство Российской Федерации поддерживает малый бизнес только на словах, реальные его решения толкают бизнес в «серую» зону или полному разорению.
Особенно сложная картина в этом вопросе вне крупных городов.
Итак, мы видим, что государство не собирается развивать частную охрану. Она существует не благодаря деятельности чиновников, а вопреки. Вместе с тем, не лучше обстоят дела и в вопросе защиты интересов бизнеса частной охраны.
Защита интересов частных охранных организаций в суде непростое дело. В законодательстве при существующем отношении накопилось множество противоречий, несогласованностей и основанных не на законе положений.
Это позволяет чиновникам вмешиваться финансово-хозяйственную деятельность частных охранных организаций, а в суде толковать положения законодательства в свою пользу. Наиболее нетерпимая обстановка сложилась в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Мало того, что извращена суть подразделений транспортной безопасности, в нарушении закона контрольные органы заставляют работников частных охранных организаций становиться работниками подразделений транспортной безопасности. Государственный регулятор молчит.
Поэтому делаем ещё один вывод: сегодня отсутствуют у малого бизнеса эффективные методы защиты своих интересов.
В этой обстановке всегда звучит вопрос: «А что нас ждёт в будущем?». Ответ на данный вопрос не может быть однозначным, потому что будущее зависит от реальных действий деятельных людей.
Кто-то ограничится только интересами своего бизнеса, уповая лишь на административный ресурс. Однако им надо помнить, что в 2017 году возможны многочисленные перестановки среди чиновников.
Если бизнесмен не занимается решением системных задач по развитию бизнеса, не обрел единомышленников, то возможна череда серьёзных испытаний.
Кроме того, конкуренты в случае потери административного ресурса могут существенно уменьшить вашу налоговую базу. Это путь индивидуального развития.
Кто-то уже объединился в рамках конкретных экономических проектов. Это радует. Мы наблюдаем процесс концентрации бизнеса, что потом, возможно, путем слияния и поглощения, будет предтечей крупного охранного бизнеса.
Наличие крупных и средних компаний – это признак развития национальной экономики, степени и качества её управления. У этих проектов есть будущее. Но данный процесс касается относительно небольшой группы организаций.
На самом деле вопросы, касающиеся развития отрасли, решаются с помощью общественно-политических форм и методов.
Ведь нужны объединяющий центр, программа развития, формирование условий для развития бизнеса на законодательном уровне и механизм защиты интересы бизнеса в целом и конкретных организаций.
Сможет ли это осилить Общероссийское объединение работодателей? Не знаю. Время покажет. Но без целенаправленного развития отрасли серьёзного охранного бизнеса в России не будет.
Сегодня специалисты нашего Фонда усиленно работают над созданием научно-практических основ формирования отрасли. Многие из этих документов вам уже знакомы. Нужна мечта, которая овладеет массами, тогда все смелые проекты нам будут по плечу.
Ананьев Виктор Алексеевич, директор Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития»
Новости
Охранный бизнес в России: состояние и перспективы развития
Анатолий ПЕРЦЕВ, председатель Совета Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» (Москва)
Обеспечение экономической безопасности является одним из основных направлений деятельности государства, так как от этого в значительной мере зависит стабильное развитие экономики страны, упрочение в ней цивилизованных рыночных принципов, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, защищенность бизнес-сообщества от внутренних и внешних угроз.
СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ
« За 22 года своего развития охранное бизнес-сообщество прошло большой путь от небольшой группы мелких разрозненных охранных предприятий до сети крупных охранных холдингов, насчитывающих в своих рядах от 3 ООО человек и более. » |
Проблема обеспечения экономической безопасности стала особенно актуальной в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в последние годы законодательство все в большей мере возлагает обязанность обеспечения безопасности на физических и юридических лиц, владеющих имуществом на праве собственности или ином законном праве.
В этой связи на рынке охранных услуг все более актив- i ную роль в обеспечении экономической безопасности стали играть негосударст- венные субъекты — частные охранные организации. Это обусловлено и прошедшими за последние годы экономическими изменениями в стране.
По данным Росстата, структура собственности в российской экономике в 1991 году состояла из 95,8% государственной (в том числе арендной) собственности и 4,2% других (в том числе кооперативноколхозная) форм собственности.
На начало 2012 года в структуре собственности России частная собственность составляет 77%, государственная- 4%, муниципальная — 6%, иные формы собственности — 13%. В связи с произошедшими изменениями государство предоставило собственнику не только право владения, но и защиты, как своих интересов, так и имущества.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Частная охранная деятельность, как самостоятельный вид социально полезной деятельности, появилась в России после принятия 11 марта 1992 года Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
С этого момента появились и субъекты частной охранной деятельности — частные охранные организации, призванные обеспечить общественную потребность по защите различных имущественных и неимущественных прав юридических и физических лиц.
За 22 года своего развития охранное бизнес-сообщество прошло большой путь от небольшой группы мелких разрозненных охранных предприятий до сети крупных охранных холдингов, насчитывающих в своих рядах от 3 ООО человек и более. 11-12 февраля 2014 года было проведено II Всероссийское совещание негосударственной сферы безопасности, где были подведены итоги развития бизнес-сообщества за 2013 год и уточнены перспективы развития до 2020 года.
По состоянию на 1 января 2014 года в Российской Федерации фактически оказывают охранные услуги 23 676 частных охранных организаций. Статус частного охранника имеют 689 000 граждан РФ.
Из них в прошлом являлись сотрудниками органов внутренних дел 96 600 человек, внутренних войск МВД России 10 100 человек, органов безопасности 8 400 человек, других правоохранительных органов — 7 300 человек, военнослужащих Министерства обороны — 37 300 человек.
Услуги по подготовке и повышению квалификации частных охранников, детективов и руководителей охранных структур оказывают около 400 негосударственных образовательных учреждений (НОУ). В общей сложности в частном охранном бизнесе занято более миллиона российских граждан.
ВООРУЖЕННОСТЬ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
На вооружении частных охранных организаций имеется 96 100 единиц различного оружия. В том числе: служебных револьверов и пистолетов — 58 800 единиц, ружей и карабинов — 16 200 единиц, пистолетов и револьверов под патрон травматического действия — 12 300 единиц, гражданского оружия самообороны — 3 400 единиц.
ОХРАНЯЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Частными охранными организациями охраняется 745 943 объекта различного назначения. В их числе 15 000 промышленных объектов, 14 600 объектов кредитно-финансовой сферы, 112 500 объектов торговли, 19 900 объектов образования, 8 400 объектов здравоохранения, 1 500 спортивных объектов. Кроме того, ими заключено более 6 тыс. договоров на охрану жизни и здоровья граждан.
цифра 689000 граждан РФ имеют статус частного охранника
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Практика наглядно свидетельствует, что частная охрана востребована в России и потребность в ней постоянно возрастает. Ее необходимость и полезность как для граждан, юридических лиц, так и государства не вызывает сомнения и обусловлена объективными причинами.
Являясь предпринимательской деятельностью, частная охрана успешно сочетает в себе частные и публичные интересы, поскольку нацелена не только на извлечение прибыли, но и на защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, создание благоприятных условий для развития бизнеса.
Осуществляя надежную охрану различных по своему характеру и назначению объектов, в том числе и потенциально опасных в террористическом отношении, частная охрана объективно содействует правоохранительным органам в их борьбе с преступностью, противодействии терроризму, позволяет им высвободить часть сил и средств для решения стоящих перед ними задач.
Поэтому объективно частные охранные структуры являются составной частью единой национальной системы обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Они оказывают посильную помощь государству в решении ряда социальных программ путем создания рабочих Meet, трудоустройства пенсионеров, уволенных из правоохранительных органов и военизированных организаций, оказания материальной и иной помощи ветеранам, инвалидам, детям, малоимущим и т.п.
Вместе с тем, несмотря на важность и значимость частной охраны, ее масштабности, она как на начальном этапе, так и до настоящего времени не получила со стороны государства должной оценки, соответствующего признания, внимания и серьезной поддержки.
ВИДЫ ОХРАННЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ЧАСТНОЙ ОХРАНОЙ
По действующему законодательству в сфере охраны частные охранные организации оказывают услуги по защите жизни и здоровья граждан, охране имущества, обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий, внутриобъектового и пропускного ре жимов, осуществляют консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. Им также разрешено осуществлять охрану объектов, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения.
Особого внимания заслуживает качественное предоставление услуг по охране имущества при его транспортировке. Это особый, специфический вид охранных услуг, который требует серь езнои подготовки охранников, органи зации взаимодействия с правоохранительными органами на межрегиональном уровне. Целый ряд охранных организаций накопили в этом направлении значительный положительный опыт.
« В апреле 2013 года МВД России официально закрепило своим приказом порядок заключения соглашения между частными охранными организациями и правоохранительными органами в обеспечении правопорядка. »
РОЛЬ ЧАСТНОЙ ОХРАНЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА
Деятельность охранных организаций в профилактике правонарушений и обеспечении правопорядка объективно способствует повышению уровня защищенности личности, общества и государства в целом.
В апреле 2013 года МВД России официально закрепило своим приказом порядок заключения соглашения между частными охранными организациями и правоохранительными органами в обеспечении правопорядка.
В соответствии с указанными соглашениями частные охранные организации взяли на себя обязательства осуществлять контроль за территорией, прилегающей к охраняемым объектам, совместное патрулирование в составе групп быстрого реагирования частных охранных организаций.
Кроме того, частными охранными организациями заключены договоры с муниципальными органами на оказание содействия в обеспечении общественного порядка. В течение 2014 года ежесуточно в различной форме к охране общественного порядка привлекается более 80 тысяч частных охранников.
В системе единой дислокации органами внутренних дел учтено более 200 тысяч объектов с постоянным нахождением сил и средств частной охраны.
За 2013 год частными охранниками задержано и передано сотрудникам полиции более 180 000 правонарушителей. За добросовестное выполнение служебных обязанностей, активное участие в оказании содействия правоохранительным органам и проявленную при этом смелость десятки частных охранных организаций поощрены органами внутренних дел.
УЧАСТИЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ В УКРЕПЛЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
Важную роль в укреплении взаимодействия охранных структур с правоохранительными органами играют предпринимательские объединения в сфере охраны. Они регулярно проводят конфе конференции, круглые столы, семинары по вопросам повышения качества охранных услуг, противодействия демпингу, взаимодействию с правоохранительными органами. К числу наиболее активных из них относятся:
— Некоммерческое партнерство «Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур»;
Общественное объединение «Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности»;
— Межрегиональная ассоциация ветеранов криминальной милиции «Опера»;
— Отраслевые профсоюзы негосударственных охранных структур.
Одной из перспективных форм взаимодействия частных охранных организаций с полицией является добровольное объединение охранных, детективных структур в единые центры.
На их базе создаются единые дежурные части, информационно-аналитические центры, ситуационные центры, центры мониторинга, что позволяет быстро и своевременно реагировать на изменение оперативной обстановки, осуществлять информационный обмен с дежурными частями МВД.
ГУМВД, УМВД регионов. Такие центры, например, созданы в Орле, Рязани, Нижнем Новгороде, Костроме, Уфе.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОГО ОХРАННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Законодательство:
— отсутствие концепции государственной политики в сфере охранной деятельности и в сфере оборота оружия;
— необходимость замены Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» федеральными законами «О частной охране» и «О частном сыске»;
— отсутствие у частного охранника права применять служебное оружие, специальные средства и физическую силу для пресечения правонарушений на охраняемом объекте;
— отсутствие института телохранителей;
— отсутствие права для частных охранных организаций работать за рубежом;
— отсутствие у частных охранных организаций права осуществлять свою деятельность не только в форме общества с ограниченной ответственностью.
Взаимоотношения с МВД России:
— отсутствие у частных охранных организаций права приобретать (покупать) служебное оружие;
— увеличение числа зачетов по правилам обращения со служебным оружием и специальными средствами для частных охранников;
— осуществление подразделениями
вневедомственной охраны МВД России и ФГУП «Охрана» охраны объектов на коммерческой основе;
— отсутствие конкретности в Перечне объектов, подлежащих государственной охране.
цифра 400 негосударственных образовательных учреждений оказывают услуги по подготовке и повышению квалификации частных охранников, детективов и руководителей ЧОО.
Взаимоотношения с ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти:
— предоставление подразделениями ведомственной охраны охранных услуг на коммерческой основе;
— стремление ведомственной охраны ряда министерств расширить сферу своей деятельности.
Взаимоотношения с исполнительными органами региональной и муниципальной власти:
— отсутствие единой методики расчета стоимости суточного поста охраны для государственных и муниципальных объектов;
— отсутствие единых базовых требований к организации физической и технической охраны государственных и муниципальных объектов.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОХРАННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
В области законодательства:
на основании Концепции развития охранного законодательства Российской Федерации разработка и принятие Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации»; приведение действующего законодательства
и подзаконных актов в соответствие с его требованиями;
в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию разработка и утверждение стандартов частной охранной деятельности и стандартов по обеспечению безопасности объектов, охраняемых частными охранными структурами;
ограничение деятельности подразделений вневедомственной охраны МВД России, ФГУП «Охрана», ведомственнойохраны только объектами, не подлежащими частной охране;
совершенствование законодательства в области государственных и муниципальных закупок, работ и услуг в сфере безопасности.
В области организационной:
повышение роли частных охранных структур в профилактике и предупреждении правонарушений в населенных пунктах;
увеличение спроса физических и юридических лиц на частные охранные услуги;
дальнейшее укрупнение охранных холдингов;
расширение сферы деятельности пультовой охраны частных охранных организаций;
расширение сферы деятельности саморегулируемых организаций частных охранных структур;
совершенствование форм координации и взаимодействия исполнительных органов власти с правоохранительными органами и негосударственными организациями безопасности (координационные советы по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами; комиссии по работе с негосударственными организациями безопасности);
включение государственных и муниципальных объектов в единую интегрированную систему безопасности с созданием системы мониторинга исполнения государственных и муниципальных контрактов на выполнение работ и оказание услуг в сфере безопасности;
— увеличение спроса на технические средства охраны для обеспечения интегрированных систем безопасности объектов государственного и муниципального заказа;
— развитие и совершенствование различных форм международного сотрудничества (охрана грузов, телохранители, информационные и консультационные услуги).
См. также: инкассация, перевозка драгоценных камней и металлов, личная охрана, подготовка охранников, обучение стрельбе, оружие, отстрел оружия
Актуальность охранных систем
В современном мегаполисе или маленькой деревушке, в многоэтажном бизнес-центре или неприметном магазине шаговой доступности, в шикарном к
В современном мегаполисе или маленькой деревушке, в многоэтажном бизнес-центре или неприметном магазине шаговой доступности, в шикарном коттедже или квартире на первом этаже, нас везде может подстерегать опасность, и нет полной гарантии безопасности личного имущества.
Мы сами часто являемся свидетелями или даже невольными участниками криминальных «разборок», экономических преступлений, межнациональной неприязни, да и просто бытового хулиганства. Силовые министерства, аналитические организации не скрывают однозначного роста числа противоправных действий.
И эти действия становятся все более жестокими, более организованными, наглыми, непредсказуемыми, с применением самых современных технических средств. Так что — же делать?
Есть половица: «Болезнь проще предупредить, чем потом лечить». И вот на первом рубеже предупреждения этой социальной болезни всего общества как раз и стоят – интегрированные системы безопасности.
Но, только правильно спроектированная, смонтированная, налаженная и грамотно обслуживаемая система, является действительно эффективным средством обеспечения безопасности.
А самым главным в этих системах является, конечно же, человеческий фактор.
Вариантов реализации проектов таких систем можно насчитать тысячи и тысячи. Главный критерий — оптимальность и баланс, как в целях охраны какого-либо объекта, так и финансовой составляющей проекта.
Например, охрана квартир в многоэтажных домах (особенно актуально для первых и последних этажей), то для этого достаточна минимальная, рабочая конфигурация — контактные датчики на дверь, датчики разбития стекла, блок обработки информации и телефонная линия.
В случае проникновения сигнал тревоги срабатывает на пульте централизованной охраны, и тревожная группа выезжает на конкретный адрес. В небольших магазинах, офисах, мелких производственных помещения данные охранные системы дополняются объемными датчиками проникновения.
А сигнал тревоги может выводиться на локальную охрану в здании. Охрана крупных объектов (при наличии отдельно-огороженной территории), обязывает принимать меры по охране так называемого периметра. Системы охраны периметров возможны с применение как проводного, так беспроводного оборудования.
На крупных предприятиях так же предусматриваются меры по обследованию крупных линий коммуникации. Особую популярность в последнее время получила система передачи сигнала тревоги с применением средств GSM.
Применение средств наблюдения стало практически стандартом на особо крупных предприятиях, развлекательных, торговых, бизнес центров, стадионах. А если территория предприятия имеет сложный периметр с большим количеством построек, то видеонаблюдение в комплексе с охраной может быть единственно правильным решением.
Наблюдение необходимо доверить профессионалам, имеющим серьезный опыт работы. Только специалист подскажет, какая видеокамера необходима: цветная или монохром, неподвижная или купальная вращающаяся, миниатюрная для срытого наблюдения или для темных помещений камера с ИК-подсветкой. Системы охраны и наблюдения — это технически сложный продукт, и только взвешенный и профессиональный подход поможет максимально обеспечить безопасность.
Актуальность проблемы «Охрана труда»
Поиск Лекций
Теоретические и законодательные основы труда в Украине
ТЕМА 1. Теоретические и законодательные основы труда в Украине
ПЛАН
1.1. Актуальность проблемы «Охраны труда».
1.2. Понятие об охране труда, цель и задачи охраны, содержание курса «Охрана труда», связь с другими дисциплинами.
1.3. Законодательная основа охраны труда в Украине.
1.4. Принципы государственной политики в области охраны труда.
1.5. Правила и нормы по охране труда.
Актуальность проблемы «Охрана труда»
Характерной чертой современного периода развития общества является смена доминирующих видов человеческой деятельности. При этом безопасность является основной потребностью человека, на что акцентировано внимание в Концепции ООН «Об устойчивом человеческом развитии».
Целью Концепции ООН является создание условий для сбалансированного безопасного существования каждого отдельного человека современности и последующих поколений.
Экономика, стабильность государственных границ, общественные ценности также рассматриваются как способы достижения этой цели.
Тема охраны труда становится все более актуальной с каждым годом. По статистическим данным МОТ количество несчастных случаев на производстве в мире за последние годы выросло. Ежегодно около 2 млн.
мужчин и женщин гибнут в результате несчастных случаев и заболеваний профессионального характера. Кроме того ежегодно регистрируется 270 млн. несчастных случаев производственного характера и 160 млн. профессиональных заболеваний. Например, в Украине в 1998 г.
на производстве травмировано 47 тыс. человек (из них 1551 -–смертельно) получили профессиональные заболевания 3,4 тыс. человек.
Статистические данные свидетельствуют, что:
— каждые 3 минуты вследствие производственных травм или профессионального заболевания в мире умирает 1 человек;
— в Украине вследствие травм каждые 5 часов умирает 1 человек;
— каждую секунду в мире на производстве травмируется 4 человека;
— в Украине каждые 8 минут травмируется 1 человек;
ежемесячно в мире на работе травмируется столько людей, сколько проживает в Париже.
Международное бюро труда установило, что в среднем на 100 тыс. работающих ежегодно приходится приблизительно 6 несчастных случаев со смертельным исходом. В Украине этот показатель почти вдвое больше (11 погибших на 100 тыс. работающих) и наивысший среди стран СНГ.
Когда в Украине разговор заходит о проблеме безопасности человека, прежде всего вспоминают о погибших и искалеченных от несчастных случаев, профессиональных заболеваниях.
За I квартал 2003г. в Украине погибло 262 работника. Самый высокий уровень смертельного травматизма в угольной промышленности ( погиб 61 человек), в агропромышленном комплексе 46 человек. В 2002г.
крупные аварии произошли на шахтах «Красноармейская – Западная №1», погибло 6 человек, «Украина» ГХК «Селидовуголь», где пожар унес жизни 35 человек, имени А.Ф.Засядько – погибло 20 человек, имени А.И.
Гаевого (внезапный выброс угля и газа) погибло 7 человек.
Согласно официальным данным несчастные случаи и профессиональные заболевания в Украине случаются в 5-8 раз чаще, чем в других промышленно развитых странах. На производстве погибает ежегодно 2 тыс. человек ( для сравнения: в Германии при приблизительно том же количестве населения – 200 чел.). Вне производства погибает ежегодно около 80 тыс. человек, т.е.
в 40 раз больше, чем на производстве. Вследствие этого утраты производственного потенциала ежегодно составляют 100-130 тыс. человек, из них 70-80% — в возрасте 30-50 лет. Приведенные цифры являются одним из факторов значительного снижения среднего уровня продолжительности жизни гражданина Украины по сравнению со странами Запада.
Продолжительность жизни на 10-15 лет ниже, чем в развитых странах и составляла в 1945-95гг. – 73 женщины, 62 – мужчины, 1997г. – 69 женщин, 56,8 – мужчины. По индексу человеческого развития, который зависит также от уровня травматизма людей, Украина занимает место в конце первой сотни стран мира.
Как считают эксперты Совета Европы, уровень аварийности отражает уровень внимания руководства государства к этой проблеме. В последнее время внимание все время повышается.
1.2. Понятие об охране труда, цель и задачи охраны, содержание курса «Охрана труда», связь с другими дисциплинами
Блок современных дисциплин о безопасности человека: безопасность жизнедеятельности, валеология, охрана труда, основы экологии, гражданская оборона, основы медицинских знаний и здоровья детей. Объекты и предмет дисциплин «Охрана труда» и «Гражданская оборона» определяются соответствующими законодательными актами Украины.
Охрана труда – это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Охрана труда выявляет и изучает производственные и профессиональные вредности и разрабатывает методы их предотвращения или ослабления с целью устранения производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний рабочих, аварий и пожаров.
Главными объектами ее исследования являются человек в процессе труда, производственная сфера и обстановка, взаимосвязь человека с промышленным оборудованием, технологическими процессами, организация труда и производства.
При таком большом числе исследуемых объектов представляется необходимым использовать научные достижения многих отраслей знаний:
— социально-правовых и экономических наук – трудовое право, социология, научная организация труда, экономика, организация и планирование производства и др.;
— медицинских наук – гигиена труда, производственная санитария, промышленная токсикология, физиология и психология труда;
— технических наук – общие инженерные и профилирующие дисциплины, противопожарная техника, инженерная психология, эргономика, промышленная эстетика и др.
Цельюнаучной организации труда является разработка и внедрение в практику рационального построения трудового процесса при котором обеспечивается высокая производительность труда, создаются условия для сохранения здоровья работников, увеличивается период их трудовой деятельности.
Эргономика исследует, разрабатывает и дает рекомендации относительно конструирования, изготовления и эксплуатации тех технических средств, которые обеспечивают в процессе труда необходимые удобства, сохраняют его силы, работоспособность и здоровье.
Инженерная психология изучает взаимодействие человека с новой техникой и устанавливает функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда, при которых сохраняются высокие психофизиологические возможности человека.
Техническая эстетика устанавливает зависимость условий и результатов труда от архитектурного, конструктивного и художественного решений орудий труда, рабочих мест, участков, цехов санитарно-бытовых и других вспомогательных помещений – всего, что окружает человека на производстве.
Научно-технические проблемы развития федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и пути их решения | ВОЕННАЯ МЫСЛЬ
Генерал-майор А.Я. КОБАН, кандидат технических наук
Полковник Д.Н. САМОТОНИН, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ. Определены основные научно-технические проблемы и направления развития Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационной системы страны в условиях создания воздушно-космической обороны России.
SUMMARY. Rey scientific and technical problems and areas for developing the RF Federal system of air space reconnaissance and control and Air navigation system of the country in terms of creation of the Aerospace Defense of Russia.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ система разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП РФ) создана на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 января 1994 года № 146, является межведомственной системой двойного назначения и предназначена для обеспечения радиолокационной информацией о воздушной обстановке пунктов и центров управления (ПУ, ЦУ) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) в интересах решения задач противовоздушной обороны (ПВО), в том числе задач по охране государственной границы и пресечению террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве РФ, по обеспечению полетов воздушных судов государственной, экспериментальной и гражданской авиации, а также для радиолокационного обеспечения центров организации воздушного движения аэронавигационной системы РФ (АНС России) за счет комплексного использования имеющихся в ВС РФ и АНС России радиолокационных систем и средств.
Информационно-технической основой ФСР и КВП РФ является единая автоматизированная радиолокационная система (ЕАРЛС).
Для решения задач, возложенных на ФСР и КВП, в составе ЕАРЛС привлекаются силы и средства радиотехнических частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также радиолокационных позиций двойного назначения (РЛП ДН) Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).
В целях развития ЕАРЛС в период с 2007 по 2015 год выполнена федеральная целевая программа «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007—2015 гг.
)» (далее — Программа (2007—2015), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 года № 345.
Анализ итогов реализации Программы (2007—2015) показывает, что заявленные в ней цели по повышению эффективности контроля воздушного пространства, снижению общих затрат на содержание радиотехнических подразделений Минобороны России и повышение безопасности полетов авиации в основном достигнуты.
Вместе с тем отсутствие концептуальных и нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы функционирования, обеспечения деятельности и развития ФСР и КВП, изменение условий и факторов, влияющих на построение и применение единой радиолокационной системы и системы контроля за использованием воздушного пространства РФ, обусловили ряд научно-технических проблем развития ФСР и КВП на период до 2025 года:
недостаточный уровень автоматизации информационно-технического взаимодействия ЦУ (ПУ, КП) ПВО (ВКО) с оперативными органами Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) для реализации эффективной совместной обработки радиолокационной, полетной и плановой информации о воздушной обстановке при решении задач контроля использования воздушного пространства РФ;
несоответствие принципов построения и функционирования ЕАРЛС требованиям по ее интеграции с ЕС ОрВД, формированию и поддержанию единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки в условиях создания системы ВКО РФ и АНС России;
несоответствие принципов разработки, функционирования и применения в системе управления Воздушно-космических сил (ВКС) средств автоматизации контроля использования воздушного пространства РФ предъявляемым к ним в современных условиях требованиям;
несоответствие ТТХ устаревших средств радиолокации современным информационным потребностям Минобороны России при решении возлагаемых на них задач с учетом возрастания угроз безопасности РФ в воздушном пространстве.
Сформулированные научно-технические проблемы позволили обосновать следующие основные направления развития ФСР и КВП в условиях создания системы ВКО РФ и АНС России.
Первое направление. Разработка новых и модернизация существующих средств разведки (наблюдения) воздушного пространства. Анализ прогнозируемой целевой и помеховой обстановки на период до 2025 года обуславливает необходимость существенного повышения требований к применяемым средствам радиолокации в части их пространственных и информационных возможностей.
Учитывая, что вся пилотируемая авиация, а также многие беспилотные средства противника для облегчения преодоления системы ПВО оборудованы передатчиками помех, существенно возрастают требования к помехоустойчивости группировок радиотехнических войск (РТВ).
В условиях сокращения временного интервала между обнаружением целей и нанесением по ним удара средствами воздушного нападения (СВН) противника основным способом сохранения группировки РТВ будет маневр силами и средствами радиолокационной разведки. Следовательно, требования к мобильности перспективных РЛС повышаются.
Учитывая, что задачи боевого дежурства по ПВО выполняются непрерывно (в мирное и военное время), а условия функционирования средств радиолокации в мирное и военное время отличаются, то и требования к средствам радиолокации дежурного режима мирного и военного времени будут различны.
Для решения задач мирного времени необходимы относительно недорогие РЛС с интегрированными средствами вторичной радиолокации и дополнительной аппаратурой автоматического зависимого наблюдения (АЗНВ).
Эти средства радиолокации в целях снижения стоимости могут быть стационарными (перевозимыми), но при этом должны обладать высокой надежностью (назначенный ресурс более ста тысяч часов, наработка на отказ ― тысячи часов), ремонтопригодностью (блочно-модульный принцип построения, встроенная аппаратура диагностики и поиска неисправностей, прогнозирования технического состояния), низкой стоимостью эксплуатации (автоматические, без участия расчета радиолокационные модули). С учетом необходимости использования информации о воздушной обстановке в интересах Минобороны и Минтранса России при решении задач ОрВД данные средства радиолокации должны проходить сертификацию установленным порядком.
Одним из основных направлений развития средств радиолокации дежурного режима, выполняющих задачи в мирное время, должно быть доведение их до уровня автоматических РЛС. Данное требование в том числе обусловлено необходимостью воссоздания радиолокационного поля в Арктической зоне РФ.
Исходя из условий применения в военное время к радиолокационным средствам дежурного режима, дополнительно предъявляются следующие требования: автоматическая разведка типов помех и адаптация к воздушной и радиоэлектронной обстановке, в том числе возможность концентрации энергии на помехоопасных и других важных направлениях; высокая скрытность работы, обеспечиваемая разработкой пассивных (полуактивных) средств радиолокации; высокая мобильность, обеспечиваемая сокращением времени свертывания (развертывания), включения и контроля функционирования РЛС; автоматическая топопривязка и ориентирование.
При этом РЛС дежурного режима, предназначенные для несения боевого дежурства по ПВО в военное время, должны быть многодиапазонными, обеспечивающими при незначительных энергетических затратах требуемые характеристики по дальности обнаружения и точности определения координат СВН противника.
С учетом анализа потенциальных угроз РФ в воздушно-космической сфере возрастает актуальность обнаружения СВН, действующих на малых и предельно-малых высотах. Различия по условиям и задачам применения маловысотных РЛС предопределяют их деление на РЛС дежурного и боевого режима.
Основными требованиями, предъявляемыми к перспективным маловысотным РЛС дежурного режима, являются: возможность обнаружения и сопровождения низколетящих, малоразмерных и не скоростных воздушных целей (КР, БЛА, дельтапланов и др.
) на фоне интенсивных отражений от земли, местных предметов, гидрометеообразований, преднамеренных пассивных и несинхронных импульсных помех; наличие в составе радиолокационных комплексов (РЛК) удаленных радиолокационных модулей, размещенных вне подразделений РТВ и работающих в автоматическом режиме; возможность размещения антенных систем на высотных опорах (в отдельных случаях на привязных аэростатах).
К маловысотным РЛС боевого режима прежде всего предъявляются требования высокой маневренности, достаточного энергетического потенциала с возможностью его концентрации в заданном направлении (секторе), повышенной точности измерения координат и возможности обнаружения целей с малой эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР).
Одним из основных требований, предъявляемых к перспективным РЛС, является необходимость их сопряжения с действующими и перспективными комплексами средств автоматизации, а также возможность интеграции в единое информационное пространство о состоянии воздушной обстановки.
Это предусматривает в том числе применение унифицированных протоколов обмена информацией о состоянии воздушной обстановки, объединение радиолокационной информации из различных источников о воздушных объектах, обмен данной информацией на более высоких скоростях с использованием средств создаваемой цифровой телекоммуникационной сети Минобороны России.
Второе направление. Полномасштабное развертывание ЕАРЛС ФСР и КВП и ее комплексная модернизация в интересах повышения эффективности использования радиолокационной, полетной и плановой информации, получаемой от органов ЕС ОрВД, для решения задач ПВО.
Полномасштабное развертывание ЕАРЛС и ее комплексная модернизация предусматривают: оснащение (переоснащение) радиотехнических подразделений современными и перспективными РЛС (РЛК); модернизацию трассовых радиолокационных позиций двойного назначения Росавиации путем развертывания на них новых РЛК ДН, а также реконструкцию центров ЕС ОрВД, в том числе в интересах совершенствования межведомственного информационно-технического взаимодействия; создание и развертывание унифицированных автоматических модулей программно-технических средств (МПТС), обеспечивающих автоматический обмен плановой, радиолокационной и дополнительной информацией с использованием унифицированных протоколов информационно-технического взаимодействия трассовых радиолокационных позиций двойного назначения и центров ЕС ОрВД с ЦУ (ПУ, КП) ВС РФ.
Для обеспечения информационно-технического взаимодействия по цифровым каналам и с использованием унифицированных протоколов со стороны объектов Минобороны России предусмотрены закупки перспективных комплексов средств автоматизации (КСА), что в совокупности обеспечит повышение эффективности совместной обработки радиолокационной, полетной и плановой информации на командных пунктах радиотехнических полков.
Третье направление. Поэтапное создание интегрированной радиолокационной системы ФСР и КВП в интересах формирования единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки с использованием ресурсов развернутой ЕАРЛС.
Реализация направления организована путем оснащения радиотехнических полков комплексами автоматических средств, разработанных в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Наблюдатель ФСР и КВП», и интеграции на их основе всех источников радиолокационной информации Минобороны России и Росавиации, дислоцированных в границах позиционного района радиотехнического полка.
Четвертое направление. Организация единой системы автоматизированного контроля использования воздушного пространства РФ (ЕСКИВП) в системе управления ВКС.
Реализацию этого направления планируется осуществить в рамках государственной программы вооружения, предусматривающей разработку и принятие на вооружение унифицированных МПТС автоматизации решения задачи контроля использования воздушного пространства РФ.
МПТС предназначены для совместного применения с КСА ЦУ (ПУ, КП) объединений ВКС, соединений ПВО, воинских частей РТВ в интересах повышения качества решения задачи контроля использования воздушного пространства на основе реализации современных системотехнических принципов обмена и обработки информации, поступающей от центров ЕС ОрВД и ПУ радиотехнических войск.
МПТС разрабатывается в различных комплектациях с открытым интерфейсом информационно-технического сопряжения для применения на всех уровнях управления при автоматизированном решении задачи контроля использования воздушного пространства совместно с существующими и перспективными комплексами средств автоматизации.
Таким образом, в решении основных научно-технических проблем в период до 2025 года можно выделить два этапа.
2016—2020 годы — комплексная модернизация ЕАРЛС во всех регионах РФ, создание головного участка совместного применения интегрированной радиолокационной системы (ИРЛС) ФСР и КВП и ЕСКИВП.
2021—2025 годы — полномасштабное развертывание ИРЛС и ЕСКИВП во всех регионах страны.
Успешная реализация этапов развития ФСР и КВП возможна при безусловном выполнении мероприятий ГПВ и своевременной разработке (уточнении) концептуальных и нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы построения, функционирования, обеспечения деятельности и развития ФСР и КВП.